1 История формирования и заселения древними памятники Центрального Казахстана

Начиная с первобытной эпохи люди пытались найти объяснение непонятных им природных явлений и катаклизмов. Это был период присваивающего хозяйства, когда человек сильно зависел от природы, а его выживание – от удачи в добыче средств пропитания способом охоты, собирательства, рыболовства. Поэтому люди поклонялись силам природы. С переходом к производящему хозяйству, когда человек начал обеспечивать свои жизненные потребности в пище, занимаясь скотоводством и земледелием, он перестал полностью зависеть от природы. Наряду с силами природы люди стали почитать божеств, предков и героев.

Одной из древнейших традиций почитания умерших было увековечивание их памяти путем возведения специальных сооружений и установки изваяний. В степях и долинах Казахского мелкосопочника – Сарыарки, богатых пастбищами и водными источниками, а потому благодатных для кочевников, до сих пор сохранились города разных эпох.

Территория Центрального Казахстана в древности была местом обитания носителей культур, взаимодействовавших с племенами, жившими в северных, западных и восточных районах современного Казахстана и соседних территорий. Они оставили после себя многочисленные памятники, расположенные в речных и межгорных долинах – на пригодных для посевов и пастбищ землях, близ залежей разнообразных полезных ископаемых (рисунок 1).

Несмотря на многолетние археологические работы в Сарыарке, множество археологических памятников остаются не изученными. Их исследование позволит получить ценную информацию по древней истории не только данного региона, но территории Евразийских степей, пролить свет на взаимоотношения земледельческих культур Центральной Азии и земледельческо-скотоводческого населения лесостепной и степной зоны. Необходимо отметить, что без информации о памятниках Центрального Казахстана невозможно изучение многих дискуссионных проблем археологической и исторической науки.

Яркую и многочисленную группу памятников средневековых кочевников Сарыарки составляют города.

В ходе реализации настоящего проекта в научный оборот вводится новые археологические источники по периоду средневековья Улытауского района, западной оконечности Центрального Казахстана.

Задачи исследования определяются необходимостью обработки материалов из вновь раскопанных памятников для получения археологической информации и систематизации, которая могла бы послужить основой для создания схемы периодизации памятников локального микрорайона. На основе систематизированной археологической информации возможно реконструировать культурные процессы локального района в древности (средневековья), что позволит идентифицировать и определить место культуры древних насельников региона в системе археологических культур Евразийских степей.

По своим географическим условиям Центральный Казахстан (Сары-Арка) представляет собой складчатую страну, изрезанную многочисленными реками и обширными водоемами. Весьма своеобразно и морфологическое устройство этого района. На фоне беспредельного степного моря возвышаются многочисленные горные цепи, создавая причудливую картину горно-степного пейзажа. Наиболее известные из них: Каркаралы,Баян-Аул, Улутау, Атасу, Кокшетау,Имантау, Жаксы-Жангыстау и другие, воспетые в веках народными певцами. Самой высокой точкой Арало-Иртышского водораздела на западе являются горы Улутау, а на востоке – горы Каркаралы (Кызыл-Арай). С гор сбегает множество рек. Один текут на юг, в Арало-Балхашскнй бассейн, другие – на север, в бассейн Иртыша. Реки Сары-Су, Ишим, Нура, Тургай и другие сыграли огромную роль в культурной и экономической жизни древнего населения Центрального Казахстана, Благоприятные природные условия Сары-Арки – обширные пастбища, прохладный климат горных долин, наличие хорошей воды и руд явились основными причинами поселения здесь древнего человека [Маргулан, 1948;1949;1951]. Богатство недр полезными ископаемыми сделало Центральный Казахстан одним из важных центров древней металлургии. В этом районе шла интенсивная разработка медных, оловянных и серебряных руд, причем местное население добывало металл не только для собственных нужд, но и для обмена (Геродот). На протяжении многих веков Центральный Казахстан заселяли племена яркой самобытной культуры, оставившие здесь после себя многочисленные, порой грандиозные памятники, которые расположены в основном вдоль речных долин, на обширных межгорных впадинах и в щельях, где имеются удобные поливные земли, сочные луговые травы и богатые залежи полезных ископаемых. Особый интерес вызывают средневековые памятники. Богатейшие и многообразные памятники Центрального Казахстана известны давно. О них в своих трудах поминали еще восточные писатели, в частности арабские, иранские и среднеазиатские ученые X–XVI вв. (Ибн-Фадлан, Ал-Би-руни, Ал-Идриси, Мухам мед-Хайд ар). Знаменитый среднеазиатский ученый Ал-Бнруин писал, что в стране кимаков есть «чудесный источник пресной воды; там – следы ноги, рук с пальцами и колен человека; следы ребенка и копытосла» [Маргулан, 1966]. По мнению Ал-Бирунн, гузы поклонялись этим изображениям. Эта сведения теперь подтверждены наскальными рисунками, обнаруженными в горах Центрального Казахстана – древней родины к им а ко в (кипчаков). Изображения человеческой ступни и лошадиного копыта зафиксированы в Улутауском районе, в горах Арганаты, в долине р. Сары-Су и в Каркаралинских горах (Кокшетау). Камни с изображением лошадиного копыта повсюду называют Тулпартас (Камень скакуна). Впервые памятники Центрального Казахстана, принадлежавшие древне кыпчакским племенам, подробно описал путешественник XIII в. Рубрук. Для изучения исторической топографии Казахстана большое значение имеют карты Ал-Идриси [Маргулан, 1966], Махмуда Кашгар-ского [Маргулан, 1966, с. 4-12], а также средневековые итальянские карты, в частности Большая карта Франциско и Доминико Пицигани, составленная визуально в 1367 г., Каталонская карта мира 1375 г, и карта Фра-Мауро 1459 г. [Маргулан, 1966]. В работах А. Х. Маргулана установлено, что большинство памятников Сарыарки относятся к средневековью – к тюркской и кыпчакской эпохам. Для этих памятников выявлены культурно и хронологически диагностирующие признаки. Наряду со средневековыми в Сарыарке имеются памяники других эпох, которые требуют целенаправленного выявления, документирования, произведения культурной, хронологической атрибуции и классификации. До сих пор классификации памятников Казахских степей разрабатывались только на материале средневековых городов. Ранее не производилось специальное геологическое определение и картографирование памятников.

В Центральном Казахстане сохранились раннекипчакские (VI–IX вв.), домонгольского (X–XII вв.) и монгольского времени (XIII–XV вв.) памятники (рисунок 2). Остатки домонгольских поселений, вероятно, тождественны с кыпчакскими городами, упоминаемыми ал-Идриси и Махмудом Кашгарским. Как сообщают Плано Карпини, Рубрук и Гетум, основная часть кыпчакских городов раннего средневековья в период монгольского нашествия была разрушена [Маргулан, 1978].

Источники отмечают развитие градостроительного дела, особенно в период поздних кыпчаков (XIV–XV вв.). В Центральном Казахстане сохранилось немало городищ и археологических памятников этого периода. Из них наиболее крупные городища Алаша-хан (Орда-Конган), Баскамыр, Аяккамыр, Сарайлы (Хан-Ордасы), Торайлы, Топрак-Корган, Айбас-Дарасы, Ногербек-Дарасы, Домбагул, Каратон и др. Они расположены в ущельях и предгорьях Улутау и Арганаты.

Учеными изучения остатков средневековых поселений явились Н. Витзен, Д. Г. Мессершмит, Ф. Страленберг, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гме-лин, И. П. Фальк, X. Барданес, Рычковы, Я. Гавер-довский, Г. Ф. Гене, И. П. Шангин, Б. Герман, Г. И. Спасский, А. И. Левшин. Они дали описание исторической топографии Центрального, Северо-Западного и Северо-Восточного Казахстана. Су¬дя по их данным и нашим наблюдениям, следы оседлых поселе¬ний встречаются во всех речных и горных долинах Центрального Казахстана. Ими более насыщены горные долины Улутау, долины рек Кенгира, Тургая, Ишима, Нуры и низовья Сарысу.

Говоря о сооружениях и укрепленных поселениях Улутауской степи, Гене подчеркивает, что в середине обширнейших селений находятся каменные замки, обне¬сенные двумя или тремя стенами [Гене, с. 144]. Характерную черту оседлых посе¬лений Улутауской степи, по Генсу, составляют пруды, колодцы, вы¬ложенные камнем [Гене, с. 142]. Его данные подтвердились раскопками городищ древних рудокопов: Милыкудука, Айнакуля и Сор-Кудука в Джезказгане. В поселке Милыкудук Н. В. Валукинский открыл большое количество колодцев, обложенных плитами [Маргулан, 23-24]. Гене писал, что «во многих местах замечены признаки больших садов, усаженных деревьями (Ногербек-Дарасы, Домбагул, Каратон). Все это доказывает, что здешняя страна была удобна не для одной кочевой пастушеской жизни» [Гене, с 146].

Средневековые городища, обнаруженные в Улутауском и Джезказганском районах, в бассейнах рек Кенгира и Сарысу, свидетельствует об оседлой культуре, о поливном земледелии, наличие которых в этом районе до недавнего времени отрицалось. [Маргулан, 1978].

Из сохранившихся остатков оседлой культуры наиболее значительным является городище Домбагул в горах Арганаты Улутауского района, отождествляемое нами со средневековым городом Орда-базар, в котором тридцать лет правил Дешт-и-Кипчаком хан Абулхаир и здесь чеканил свои монеты [Материалы по истории, 1969].

Другим важным укреплением было городище Алаша-хан на берегу р. Каратала у северного подножия горы Улутау. Заслуживает внимания городище Ногербек-дарасы и небольшое укрепление Баскамыр с сильными фланкирующими колоннами, Аякка-мыр – средневековый замок на р. Джезды, возле мавзолея Аякка-мыр, городище Аксай в устье реки одноименного названия, впадающей в Кенгир, остатки средневековых замков вблизи мавзолея Джучи-хана, известные по описанию Хафыз Тыныша как Сарайлы и Турайлы. Эти поселения зарождались в Центральном Казахстане на основе постоянного экономического развития полуоседлого скотоводства и поливного земледелия, характерного для хозяйственного уклада кипчаков, канглов и казахов XV–XVII вв. С. П. Толстов верно заметил, что «роль кочевников в формировании среднеазиатского города может быть прослежена на большом материале. Соединение двух хозяйственных систем – скотоводческого хозяйства степей и земледелия оазисов – составило основную черту городов» [Толстов, 1948]. Остатки оседлых поселений Центрального Казахстана с большой яркостью свидетельствуют о значении сращения скотоводства и земледелия в становлении этих поселений.

По описанию арабского географа ал-Идриси, кимаки имели 16 городов, которые располагались на торговых трассах, по берегам озер, рек, в неприступных горных долинах, в местах разработок ру¬ды. Важным торговым центром была столица хакана. Она была окружена укрепленной стеной с железными воротами. В городе име¬лись базары и храмы. В горах кимаки имели замки-крепости, окруженные рвами, заполненными водой 15. Конфигурация замков, остатки которых находятся в Улутауской степи, подобна описанным ал-Идриси.

Во времена ал-Идриси в кипчакской степи обитали три крупных племени: кипчаки, канглы, огузы, которых ал-Идриси объединяет под названием гузы. По его описанию, города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток. На восток от озера (Аральского моря) лежит страна хандагов - гузских народов, храб¬рых, независимых. Главный город их называется Хиам (Киян). Это неприступная крепость на вершине горы с трудным подъемом [Маргулан, 1978].

Рисунок 1 – Карта средневековых поселений Центрального Казахстана. (из книги А.Х. Маргулана). Рисунок 2 - Карта средневековых памятников Улытауского региона. (из книги С. Жолдасбаева).

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Естемесов Ернар Алмусаевич

Руководитель проекта

В 2009 году окончил Казахский национальный университет имени аль-Фараби, бакалавр по специальности «Археология и этнология», в 2011 году - магистр гуманитарных наук.

Трудовая деятельность: 2011-2013 гг.- инженер Института археологии им. А.Х.Маргулана, С 2014г.- научный сотрудник КазНИИК. Основные направления исследований: Археология, этнография, история. Основные научные труды: История изучение памятники неолита Казахстана. // Казахстанская археология и этнология изучениях магистрантов. – Алматы: Тарихтагылымыбаспасы, 2011. – С. 25-30, Проблемы истории изучения уйсунской археологии (1928-1980 гг.) // «Жуасовские чтения - 16»: Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 40-летию Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова. – Караганды, «ТОО TENGRI», 2012. – С. 68-71.

Участники проекта: Утубаев Ж., Бирмуханова А., Суюндикова М., Касенова А.